Непростое испытание ждёт российских комментаторов на майском "Евровидении" в Израиле. Помню до сих пор, как шокировали их крашеные ногти польского певца Михала Шпака ("Что ты творишь-то, Михал?" - восклицал в эфире российский журналист). Не говоря уже о шоке от сценического образа Кончиты Вурст.
В этом году Францию представит 19-летний Билал Хассани (Bilal Hassani), неуловимо похожий на юного Галкина, с "королевскими" амбициями, если судить по песне ("Roi"). О вокальных данных мне судить трудно, но песня понравилась: выразительная мелодия, "белозубое" исполнение. Ее можно напевать в дУше и она запоминается.
Марокканские корни парня, как и его открытая гомосексуальность, - сообщает пресса, - взбесили "правых" и расистов, забросавших его угрозами. И это уже – не ироничный или музыкальный, а социальный контекст, который (на мой взгляд) наиболее интересен в оценке конкурса.
Очевидно, что гендерное разнообразие, которое демонстрирует "Евровидение" - это (вольное или невольное) продвижение глобальных ценностей. Известно, что открытость ЛГБТ снимает массу комплексов (напряжений, страхов) в обществе. Привычка видеть рядом и в быту (или на экране) – "иное" и "неблизкое" - сокращает дистанцию между людьми. "Чужаки" и "группы" уступают место "просто людям", - в интересах "большинства", которое не тратит силы на фантомы, а создаёт комфортную для всех, удобную среду.
В определенном смысле "Евровидение" - не только отражает европейскую реальность, но и задаёт ориентиры "европейской идентичности". Ставка на разнообразие играет здесь большую роль.
Это не только музыка, но и парад индивидуальностей. Ты можешь быть любым, - если ты талантлив и верен мечте (слоган конкурса в этом году: "Dare To Dream", дерзай мечтать).
Вряд ли симпатичный, улыбчивый парень с женскими чертами созданного образа сильно удивит европейскую публику, прекрасно знакомую с эстетикой гей-парадов. Но для "скрепных" обществ, "повернутых" на архаике, созерцание Билала Хассани будет неприятным испытанием. Речь, понятно, о России. И самое интересное в этом неприятии – разобраться в его природе.
В западной традиции - уважение к личности. Ваш гендер (имидж, образ, сексуальность, стиль одежды) – это ваше неотъемлемое право, а не коллективная собственность. Если вы достойный человек и интересная личность, то общество оценит вас за эти (наиболее важные) качества, а не за "стандарт" и норматив".
Установка на разнообразие (как показал опыт) - базовое условие развития. И наоборот: установка на "силу традиции", общую серость – характерны для "стадных" обществ, где коллектив имеет "право" на ваше "я".
Страны, где носили "брюки клёш" и заводили гей-парады, - двинулись вперёд. Страны, где боролись со "стилягами" и загоняли "меньшинства" в подполье, дружными рядами плетутся в аутсайдерах, не вылезая из бедности.
Пресловутая российская "соборность" и "общинность" (когда-то бывшие условием выживания на огромной территории), оказались тормозом в пост-индустриальную эпоху, которую двигают личности, а не "классы"; индивидуальности, а не "массы". (Смартфон в любом кармане подтвердит правоту этих слов).
Если в начале прошлого века огромное количество людей примерно представляло себе, как построить мост или паровую машину, - то сегодня такое же огромное количество (включая целые страны) понятия не имеет как собрать смартфон. Чем тоньше технологии, лежащие в основе цивилизации, - тем ценнее вклад креативных "одиночек", малых групп, "умников" и гениев. Пост-индустриальный мир – эпоха отличников, а не дворовых команд.
В социальной жизни – приоритет уникальности выражается и на сцене. У вас есть право на собственный образ, право быть собой (ваша идентичность – общая ценность). Продвинутое общество видит в индивидуальности достоинство, а не угрозу.
И наоборот, страны архаики, "скреп" и "стандарта" (Россия, исламский и "третий мир"), которые охотно потребляют западную продукцию, потому и не способны освоить технологии, что считают диктат большинства – основой жизни. Иранский смартфон, российский планшет - звучат довольно кафкиански.
Но мозги не уживаются в среде, где от них требуют ментального "стандарта". Яркие ученые – "валят" из России, Сколково – остается фантомом кремлёвского воображения, а "меньшинства" загнаны в подполье. Всё это звенья одной цепи: порочность социальной установки на "собор", общину и колхоз, - а не на личность.
Российское восприятие Билала Хассани определяется этим порочным комплексом. Серость не терпит "белых ворон". А неустроенная серость (с массой социальных проблем) – впадает в буйную агрессию.
И действительно.. Если "наши русские ребята" возьмут Билала за образец, то кто будет родину защищать? Кто будет пополнять армейские ряды, а заодно "плодиться и размножаться"? Да и в "церкву" в таком виде не пойдёшь. (Это верно).
Простая мысль о том, что базой общего успеха может быть не армия, не церковь, не казарма, а мозги и культура самовыражения – не приходит нации в голову.
По большому счету, на конкурсе в Израиле мы увидим "тест" на приоритетность ценностей. Что для нас (как нации) важнее – уникальность, нестандарт, право быть собой, выбор "цветущей сложности", - либо "право большинства" тиражировать серость.
И почему-то я заранее уверен, что мы этот "тест" провалим.
Фото: Инстаграм Билала Хассани.
! Орфография и стилистика автора сохранены